В производстве легендарного «янтарного золота», так называемых элитных сортов коньяка, преуспели лишь несколько Домов, которые раскрыли и трепетно хранят свой собственный секрет непревзойденных вкуса, запаха и цвета этого благородного напитка. Коньячные дома Франции перечень которых очень велик, в глазах иностранца сводится лишь к немногим самым известным. Речь идёт о «великой коньячной четвёрке», Big Four — Hennessy, Martell, Rémy Martin и Camus. Об этих мастерских безупречных вкуса и выдержки можно говорить бесконечно, приведем лишь краткое описание коньячных домов Франции.

Hannessy

Коньячные дома ФранцииКоньячный Дом  Hennessy всегда делал ставку на элитарность. К рекламным кампаниям учреждения всегда привлекались знаменитости, например, актер Морис Шевалье (Maurice Chevalier) и оперная певица Лили Понс (Lily Pons). Рекламный слоган начала XX века гласил: «Хеннесси — имя, которое сделало коньяк знаменитым» (Hennessy – le Nom qui fait le renom du cognac). И сегодня каждая третья бутылка коньяка, продаваемая в мире, украшена рукой с поднятым боевым топором.

К вступлению в должность Барака Обамы — 44-го президента США — Hennessy выпустил лимитированную серию под лозунгом «44 — ограниченный выпуск — неограниченный потенциал» (44 — limited edtion, unlimited potential), выполненную в чёрном цвете. Политкорректные американцы не стали выяснять, намек ли это на цвет кожи нового национального лидера или случайное совпадение, но все 180 тысяч бутылок раскупили.

Оставить без внимания факт избрания Обамы французы не могли — популярность напитка в последние десятилетия базируется на мега-звёздах с тёмным цветом кожи. Послами коньяка выступали популярные рэперы Доктор Дре (Dr. Dre) и Канье Уэст (Kanye West). На афтепати в честь Гремми 2013 года рэпер Jay-Z использовал только что полученную награду, чтобы потягивать из неё коньяк D’USSE, а год спустя Лил Уэйн (Lyl Wayne) начитал оду этому же напитку. Снуп Дог (Snoop Dogg) рекламировал Landy, а T.I. — Remy Martin.

Коньячные дома ФранцииМастер ассамбляжа Hennessy Ян Фийю (Yann Fillioux) в 2016 году передал ключи от подвалов Дома своему преемнику и племяннику. Рено Фийю де Жиронд (Renaud Fillioux de Gironde) стал представителем восьмого поколения семьи, занимающимся купажированием спиртов Дома. Hennessy 8 — результат совместной работы двух мастеров. В купаже всего 8 спиртов, причём 7 из них были отобраны Яном Фийю и лишь один — «новичком» (без кавычек в данном случае не обойтись, так как Рено перенимает опыт и работает со спиртами вот уже 14 лет).

Лаконичный и сдержанный во вкусе напиток разлит в 205 графинов из хрусталя Baccarat, запечатанных вручную и пронумерованных. Дизайн упаковки можно смело назвать произведением искусства. Тем более что её автор — всемирно признанный художник Арик Леви (Arik Levy). Стоимость напитка 35 тысяч евро.

Услышав привычное русскому уху «хеннесси», французы скорее всего презрительно сморщат нос, но правильное, с их точки зрения, «энси» американцы или англичане просто-напросто не поймут. За спорами, как правильно называть одну из самых известных коньячных марок, было выпито уже немало литров Hennessy!

Martell

Коньячные дома ФранцииВ 1912 году Эдуард Мартель (Édouard Martel) создал Martell Cordon Blue — марку, которую компания считает своим лучшим творением. Он назван в честь британского ордена Подвязки, кавалеры которого носили знак отличия на голубой муаровой ленте.

В 2015 году по случаю своего 300-летия Дом Martell создал целых пять лимитированных серий коньяка для гурманов. Premier Assamblage дарит новые впечатления и очаровывает нотами засахаренной сливы и яблока. Стоит немного «покрутить» напиток в бокале. Как раскроются ноты ванили, корицы и гвоздики. Юбилейное переиздание Cordon Blue “A Tribut to Martell’s 300 year anniversary” включает в себя спирты-ровесники Дома. Martell X.O. Exclusive Tricentenaire Edition — дань двум верным союзникам дома Martell c 1715 года: времени и дереву.

Martell Assamblage Exclusif de 3 Millesimes – купаж из трех спиртов, происходящих из Гран Шампани, Фин Буа и Бордери. Бутылка упакована в деревянный ящик с трехцветной инкрустацией. Но самая интересная юбилейная новинка Дома — Martell Premier Voyage, ради создания которой мастер купажа Бенуа Фил (Benoit Fil) провел самое настоящее исследование. Он перечитал переписку основателя Martell Жана Мартеля (Jean Martell), восстановил список его основных поставщиков с 1735 по 1742 год и… разыскал те самые виноградники и потомков тех, с кем сотрудничал Дом на заре своего существования.

Коньячные дома ФранцииВ состав купажа Martell Premier Voyage вошли спирты из этих хозяйств, 17 из Гран Шампани и один из Бордери. Счастливчики, которым уже довелось попробовать этот коньяк, отмечают имбирно-медовые ноты, цукаты и смородину во вкусе. Лаконичная бутылка с узнаваемым силуэтом коньяка Martell упакована в невероятную по красоте конструкцию из стальных дуг, автор которой — французский художник с мировым именем Бернар Вене (Bernard Venet). Всего выпущено 300 бутылок, и найти его можно на традиционных лакшери-рынках, в Монако, на Ривьере, или, к примеру, в Азии по цене от 10 тысяч евро за бутылку.

В 2015 году Коньячный Дом Martell выбрал своим «послом» очаровательную актрису и модель Дайан Крюгер (Diane Kruger), организовав с её участием роскошную фотосессию в Версальском дворце.

Rémy Martin

Коньячные дома ФранцииКоньячный Дом Rémy Martin в сотрудничестве с Джоном Малковичем (John Malcovich) и Робертом Родригесом (Robert Rodriguez) снял собственный фильм — дата премьеры уже известна, но за пригласительным на неё если и стоит гоняться, то разве что только в качестве подарка правнукам. Фильм с названием «100 лет» (100 Years) показывает, каким представляется будущее из сегодняшнего дня, ну а умопомрачительная премьера состоится… в 2115 году!

Идея проекта — продемонстрировать процесс создания эксклюзивных коньяков линейки Louis XIII, длительность которого составляет приблизительно около ста лет, и те, кто создавал спирты в самом начале даже предположить не могли, каким окажется будущее — и коньяка, и всего мира.

Коньячные дома ФранцииLouis XIII Rare Cask 42,6 — коньяк, разлитый всего лишь из одной, особенно удачной бочки, стоимостью 18 тысяч евро за бутыль. Презентация редкого напитка проходила в 2013 году в Индии, поближе к дворцам махараджей. Коньяк из одной лишь бочки — это большая редкость, обычно мастер погреба соединяет десятки или сотни спиртов, чтобы добиться идеально сбалансированного вкуса. Но когда в старых запасах обнаруживается спирт, совершенный сам по себе, — это невероятная удача.

Традиционный по форме декантер Louis XIII для этой ограниченной серии (всего вышло 738 бутылок) был выполнен мастерами Baccarat из чёрного хрусталя, горлышко покрыто розовым золотом 917-й пробы и украшено изящным узором в виде четырёхлистников. Тончайшая ковка использована при создании футляра для драгоценного напитка. Ручная работа и эксклюзивные материалы призваны подчеркнуть вкус коньяка — в его букете слива и финики соединяются с нотами имбирного пряника и чернослива, а в финальном аккорде звучит табачный лист. Честь обнаружить раритетную бочку и смелость определить её как достойную быть выпитой без купажирования принадлежит Пьеррет Трише (Pierrette Trichet), первой в коньячной истории женщине-мастеру погреба.

Коньячные дома ФранцииНесколько лет назад в Ванкувере семейная пара из Китая потратила рекордные для Канады 34 тысячи долларов на последнюю бутылку Louis XIII Black Pearle Magnum – полуторалитровый графин стал результатом сотрудничества Дома Rémy Martin и производителя роскошного хрусталя Baccarat в 2007 году, и буквально за несколько лет лимитированная серия из 358 бутылок была раскуплена ценителями.

Внутри сосуда из тёмного стекла заключен напиток, созданный из драгоценных спиртов столетней выдержки из личных запасов семьи. Говорят, что нужно вскрыть 15 тысяч устриц, чтобы найти одну единственную — с жемчужиной. Этот коньяк и есть драгоценность коллекции Дома, раритет даже для эксклюзивной линейки Louis XIII, который уже невозможно будет воспроизвести. В свободной продаже этот коньяк уже не найдешь, но стоимость выставленных в Интернете бутылок доходит до 70 тысяч долларов, и с каждым днем напиток лишь дорожает.

Rémy Martin — неизменный партнер Каннского кинофестиваля вот уже более десяти лет. В 2016 году на набережной Круазетт прошла презентация специальной лимитированной серии Rémy Martin X.O. «Festival de Cannes».

Camus

Коньячные дома ФранцииКоньячный Дом Camus связывают особые отношения с Россией. Известен тот факт, что Николай II питал слабость к этой марке, подтверждением тому является титул «Поставщика Двора Его Императорского Величества», присужденный Camus в 1909 году.

Невероятно, но этому Коньячному Дому удалось договориться даже с СССР. Уже после Второй Мировой Войны Мишель Камю (Michel Camus) знакомится на ярмарке в Польше с влиятельными представителями советского государства. В результате долгих переговоров завязываются партнёрские отношения с СССР, где были чрезвычайно заинтересованы в возможности продавать во Франции советские водки «Столичная» и «Московская». Так что сотрудничество могло стать взаимовыгодным. И в 1959 году Дом Camus заключает «сделку века». Он становится эксклюзивным поставщиком элитного алкоголя в СССР и единственным импортером советских водок во Францию. Была оговорена и продолжительность этого соглашения — тридцать лет.

Кстати, Мишель Камю был не только дальновидным предпринимателем и прекрасным производителем коньяка, но и заядлым путешественником. Это его увлечение сослужило ему неплохую службу. В середине XX века появилась новая система торговли Duty Free. Сейчас никому не надо объяснять, что это такое, но тогда, 60 лет назад, никто особо не верил в перспективы беспошлинного рынка. Никто, кроме Мишеля Камю! В системе Duty Free он стал первопроходцем, сам лично ездил по странам, осваивая новый способ продаж. Через сеть Duty Free Дом Camus реализовал самые дорогие коньяки из своей линейки, рассчитывая на то, что клиент, не совершивший покупку в обычном магазине, здесь может соблазниться скидкой. Сегодня самые дорогие коньячные покупки совершаются именно в аэропортах.

Courvoisier

В начале 2000-х Courvoisier рекламировал свой X.O. провокационным слоганом «Заработай на него!» (Earne it!).

Созданный на основе дофилоксерных запасов спиртов коньяк l’Esprit de Courvoisier, в купаж которого вошли спирты от 72 до 200 лет выдержки, считается одним из самых дорогих в мире. Бутылка стоит около 7 500 евро.

Frapin

Коньячные дома ФранцииКоньячный Дом Frapin в 2011 году создал серию селективной парфюмерии. Ключевые ноты коньяка — сухофрукты, специи, кожа, дерево и пряности — переселилась из бокалов в духи унисекс: по словам создателей линейки, разделение ароматов на мужские и женские — не больше, чем маркетинговый трюк.

С духами P.Frapin&Cie можно легко представить, что ты бродишь по выжженным солнцем виноградникам или спустился в погреб с его характерными запахами земли и сырости. Осязание в данном случае работает как телепорт, помогая осуществить путешествие в мир, где веками создается коньяк.

Delamain

Дом Delamain не тратит средства на рекламу, здесь большое внимание уделяют тонкостям производства. Этот Коньячный Дом не выпускает на рынок напитки в категориях ниже X.O., а вместо «лимитированных изданий» в роскошных бутылках периодически представляет редкие винтажные коньяки, изготовленные из спирта, перегнанного в конкретный удачный год. Склад с отобранными бочками, где хранится и ждет своего часа коллекция Дома Delamain, опечатан, ключ находится у представителей особого бюро по контролю за подделками. Каждый розлив производится лишь при свидетелях и сопровождается составлением актов, гарантирующих подлинность спиртов.

A.E. DOR

Самую большую коллекцию редких и древних спиртов собрали в Доме A.E. Dor — к примеру, у них есть уникальный миллезим 1811 года — тогда у Наполеона Бонапарта родился сын, получивший титул римского короля. Именно поэтому и драгоценный напиток назвали Roi du Rome. Кстати, в нём всего лишь 31 градус — остальной спирт давно уже «выпили» ангелы. Слишком много времени коньяк провел в бочке, ожидая своего часа. Несмотря на всю строгость коньячного законодательства,  A.E. Dor в 1951 году официально получил разрешение маркировать свои старые спирты как коньяк, даже если они имеют крепость менее 40 градусов.

Lheraud

Коньяк Lheraud предпочитают князь Монако Альбер II и принцесса Стефания, бывший премьер Великобритании Тони Блэр (Tony Blair) и бывший президент Франции Жак Ширак (Jacques Chirac). Говорят, среди поклонников марки есть люди, способные прислать частный самолёт за ящиком любимого напитка. А один из ценителей держит запас понравившегося алкоголя, в том числе и бутылочку Lheraud, во всех лучших ресторанах мира.

Шустовский конья

Коньячные дома ФранцииНастоящей легендой с мировым именем стал «шустовский коньяк». История громкого имени началась весьма скромно: в 1863 году Николай Леонтьевич Шустов открыл в Москве, на Маросейке, небольшой водочный завод. Потом, в 1899 году, последовала покупка Ереванского коньячного завода у купца Таирова.

Производство постоянно росло и расширялось. И вот уже известнейшие художники России разрабатывают бутылки и этикетки для шутовских коньяков, с театральных подмостков «бесприданница» Лариса из одноименной пьесы Островского требует подать ей именно шустовкий коньяк (один из первых «product placement» в истории маркетинга!). Нанятые Шустовым студенты со скандалами требуют его напитки в трактирах и кабаках.

Вслед за Ереванским коньячным заводом братья Шустовы приобрели производство в Одессе на винзаводе, принадлежавшем обществу «Черноморское виноделие». В 1900 году на всемирной выставке в Париже коньяк Шустова, анонимно участвовавший в дегустации французских коньяков, получает Гран-при. Подтверждение титула «коньяка», полученное от самих французов, — победа неслыханная и скандальная, а также никем более не повторенная. Неудивительно, что с тех пор именно коньяк стал визитной карточкой фирмы братьев Шутовых.